+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 454-01-70
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля
  • Усадьба Э.Г. Игеля

Усадьба Э.Г. Игеля

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 60

Работы, которые производились на объекте: Историко-культурная экспертизаАрхеологические работы

Усадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. ИгеляУсадьба Э.Г. Игеля

Историческая справка

Усадьба Э. Г. Игеля расположена в центральной части Аптекарского острова, который в первой половине XVIII века служил местом для охоты. В 1760-х гг. была урегулирована дорога на Каменный остров — будущий Каменностровский проспект. В 1798 г., когда Павел Первый сделал летней резиденцией Двора Каменноостровский дворец, земли на Аптекарском острове были розданы его приближенным под загородные усадьбы и дачи.

На плане из «Сенатского атласа» 1798 г. участок, соответствующий современному участку № 60 по Каменноостровскому пр., показан под № 20. Это дворовое место было зарегистрировано в «городской табели» под № 1483. В начале XIX века участок числился под № 1373 и принадлежал коллежскому асессору Федору Гавриленкову. По «Табели» дворов Петербургской части 1821 г. участок № 1373 получил номер 1378 и стал принадлежать купцу 2-ой гильдии Павлу Морашу.

В 1830-х гг. участок перешел во владение графа Павла Ивановича Кутайсова, тайного советника, сенатора, гофмейстера Императорского двора. После его смерти в 1840 г. участком владела вдова, графиня Анна Петровна Кутайсова.

К 1849 г. двор № 1378 (позднее № 56) принадлежал князю Александру Егоровичу Вяземскому, который вскоре купил и часть участка № 54. На присоединенной территории были выстроены оранжереи, в виде буквы «Ш» в плане, был расширен сад. Около 1862 г. участок № 54 принадлежал князю Вяземскому полностью. В 1856 г. под руководством архитектора М. Вебеля были отремонтированы деревянные жилые корпуса, и А. Е. Вяземский переехал сюда для постоянного проживания.

В 1870-х гг. на участке № 56 предполагалось подведение фундамента под деревянный одноэтажный флигель с надстройкой на нем второго этажа — на месте современного корпуса лит. Б (архитектор Н. А. Мясоедов). В начале 1880-х гг. Вяземский был владельцем благоустроенных усадебных комплексов на двух смежных участках, где находились четыре жилых дома, три оранжерейных корпуса, три служебные постройки и беседка с террасой в саду.

В 1893 г., после смерти князя А. Е. Вяземского, участок № 58 (ранее № 54) по Каменноостровскому пр. продан штаб-ротмистру князю П. Я. Орбелиани, служившему при Главном штабе. Участок № 60 (ранее № 56) перешел детям Вяземского — сыну князю Александру Александровичу Вяземскому и дочери Марии Александровне, в замужестве Болотовой. Летом 1894 г. наследники продали владение французскому гражданину, купцу 2-ой гильдии Эрнесту Германовичу Игелю, известному петербургскому ресторатору, владельцу ресторана «Медведь».

До приобретения участка на Каменноостровском пр. Э. Г. Игель проживал в доходном доме Дервиза, там же, где находился его ресторан «Медведь» — на ул. Большой Конюшенной, 27/наб. р. Мойки, 40. В 1894 г. Э. Г. Игель поручил архитектору А. И. Ковшарову пристройку к деревянному дому Вяземских каменного одноэтажного павильона для размещения ресторана и каменного двухэтажного корпуса для кухни и комнат служащих.

Анатолий Иванович Ковшаров был архитектором-художником, выпускником Императорской Академии художеств (1880 г.), награждался медалью за «проект здания для физического и метеорологического кабинетов при университете». Однако, его работы не были удостоены современниками высоких оценок как произведения архитектуры. В 1880-х и 1890-х гг. Ковшаров строил или перестраивал производственные сооружения, дома для рабочих; престижные особняки и доходные дома заняли первое место в его практике уже в начале ХХ века. В начале строительства уточнялись границы межевания участка. Из чертежа видно, что на западе граница изменялась соответственно с линией урегулирования переулка, а межа между участками №№ 58 и 60 сдвинулась к северу и разделила прямоугольный пруд. Конфигурация в плане главного дома изменилась незначительно. Новые каменные строения возводились на месте подлежащих сносу пристроек к главному деревянному дому. Корпус ресторана был прямоугольной конфигурации в плане, на пять осей по главному фасаду, с двумя ризалитами, завершенными четырехгранными фигурными шатрами. Новый корпус завершался полуротондой в три оси, которая в последствие не была осуществлена. Главный фасад А. Ковшаров разработал в характере эклектики, с использованием элементов французского ренессанса: высокие арочные проемы окон и входных дверей — в неглубоких нишах с архивольтами и гладкими замковыми камнями. В отделке интерьера зала архитектор использовал стенные панели, лепную отделку потолка, входы фланкировал кариатидами. Корпус ресторана площадью 83,37 кв. саж. (378 кв. м.) был возведен на свайном фундаменте с бревенчатыми настилами полов помещений и террас по продольным фасадам.

В 1896 г. с севера к деревянному дому был осуществлен новый двухэтажный каменный флигель, для размещения служб. К флигелю с запада примыкал погреб-ледник, к настоящему времени полностью утраченный.

Согласно записям Правления Санкт-Петербургского городского кредитного общества, где Э. Г. Игель брал ссуды на расширение дела с рассрочкой выплаты на 36 лет, к концу 1897 г. ресторатор переехал с Б. Конюшенной на Каменноостровский пр. Из того же источника следует, что к 1897 г. во дворе было выстроено металлическое со стеклянным перекрытием здание зимнего сада, площадью 71,25 кв. саж.(около 323 кв. м.).

Гражданский инженер Б. Я. Зонн в 1897 г. по заданию Э. Г. Игеля разработал проект новых корпусов.

Борис Яковлевич Зонн в 1888 г. закончил Институт гражданских инженеров с «правом на чин Х класса» и был причислен к Техническо-строительному комитету Министерства внутренних дел «без содержания», в том же году поступил на службу во 2-е Российское страховое от огня общество по совместительству, в 1903 г. — «отчислен из МВД, за истечением срока причисления». В отличие от Ковшарова, карьера его выглядит в официальных документах очень скромно. На месте деревянной остекленной террасы, Б. Я. Зонн к июлю 1897 г. выполнил проект одноярусной остекленной пристройки к залу, созданному архитектором А. И. Ковшаровым. Позднее здесь был устроен роскошный обеденный зал, в южной части которого располагалась сцена. В августе 1897 г. Зонн подготовил проект каменного двухэтажного лицевого корпуса, на месте предназначавшегося к слому старого деревянного дома Вяземских, а также углового каменного одноэтажного корпуса, примыкавшего к южному фасаду одноэтажного каменного павильона, возведенного в 1894 г.

Зонн согласовал новые корпуса с постройкой А. И. Ковшарова, используя малый ордер, рустовку, полуциркульные окна, и обогатил композицию и декор лицевого фасада. В них преобладают мотивы и формы архитектуры Франции разных эпох — начала XVII столетия («стиль Людовика XIII») и второй половины XVIII века («стиль Людовика XVI»). Здания были возведены с несущественными отличиями от проекта. Тогда же Зонн разработал проект отдельно стоящего каменного трехэтажного с мансардой здания. Этот флигель главным фасадом выходил на линию застройки Каменностровского пр. без отступа. Новое здание имело конфигурацию вытянутого по оси 3-В прямоугольника с секционной внутренней планировкой и двумя лестницами: парадной и служебной. На проектном чертеже главный фасад показан на три оси. Центральная часть акцентирована выступом на всю высоту здания. По 1-й и 3-й осям фасад завершен небольшими шатрами. Портал главного входа фланкирован пилястрами, над входом пышно декорированное круглое окно второго света. Фасад декорирован рустом. Оконные проемы второго этажа обрамлены профилированными наличниками, декорированы «замковыми камнями», в третьем этаже показаны сандрики в виде фронтонов лучкового очертания. В процессе строительства появились пилястры вместо рустованных лопаток по углам, массивные архивольты у арочных окон среднего этажа, металлический «зонтик» над входом и три балкона на третьем этаже. Мансардный этаж выведен не был.

Новый корпус предназначался для «номеров» при новом ресторане под названием «Вилла Эрнест». «Вилла» пользовалась большой популярностью, частыми посетителями здесь были промышленные магнаты и биржевые дельцы. Известно, что здесь бывали Ф. И. Шаляпин, А. П. Чехов и А. М. Горький.

На постоянные перестройки и усовершенствования Э. Г. Игель брал пять ссуд под залог имущества, с постоянной его переоценкой. Итак, к концу 1901 г. долг составлял 125 100 руб., что по современным оценкам составляет порядка 100 млн. руб.

Вскоре после смерти Э. Игеля, в 1903 г. участок № 60 перешел по наследству его дочери, бельгийской подданной Амалии (Амели) Эрнестовне Игель (в замужестве Филиппар) и ее супругу, также бельгийскому подданному, ресторатору Луи Филиппару. Делами заведовал Луи, а его супруга Амели несла финансовую ответственность по долгам своего отца.

По заказу Филиппара Б. Я. Зонн продолжил расширение корпуса ресторана. Был разработан проект новой двухэтажной каменной пристройки, выходившей западным фасадом в сад. На историческом проектном чертеже показан фасад пристройки с отделкой в характере эклектики, с элементами французского ренессанса. В первом этаже Б. Я. Зонн воспроизвел руст, филенки, арочные окна с замковыми камнями, как у А. И. Ковшарова, но внес в композицию разнообразие в виде трехчастного проема входа по второй оси с заполнением более сложного рисунка. Над парными оконными проемами второго этажа показаны овальные окна второго света. По 2-3 осям во втором этаже запроектирован балкон с балюстрадой. Перекрытие показано в виде фигурного купола.

Как следует из анализа фиксационной фотографии 1910 гг., отделка фасада была выполнена с небольшими отступлениями от проекта: над оконными проемами второго этажа и окнами второго света осуществлены лепные гирлянды растительного рисунка.

Главным помещением новой пристройки был большой двусветный зал, распланированный и оформленный в стиле историзма, с использованием элементов рококо. Коридоры, ведущие к двусветному залу от парадной лестницы, были выведены в перегородках, а не в капитальных стенах, так как от создания служебной лестницы, учитывая близость зала к парадной, отказались. В настоящее время на месте, где должна была располагаться лестница, существует несколько вспомогательных помещений.

Перекрытия в коридорах сделали несгораемые, а в крыше за куполом над коридором у зала появился «фонарь» верхнего света.

Перед западным фасадом нового флигеля с двусветным залом был устроен регулярный сад, с клумбами, фонтаном и системой дорожек. Стоит отметить, что летом 1910 г. в здании ресторана произошел пожар. К сожалению, кроме точной суммы убытка — 12 517 руб. (что соответствует двухгодичному среднему валовому доходу с имущества Филиппар) — других подробностей обнаружить не удалось.

Одновременно с новыми строительными работами, Луи Филиппар осуществил переделки в старых помещениях. Был кардинально переделан интерьер главного ресторанного зала, архитектурно-художественная отделка которого была выполнена с использованием мотивов флорентийского ренессанса, что придавало помещению парадный вид. Зал с новой отделкой получил название «Ренессанс» и вскоре стал «визитной карточкой» заведения.

В третьем этаже отдельно стоящего флигеля помещения были переделаны под апартаменты четы Филиппар.

А. Э. Филиппар полностью погасила долг отца перед Санкт-Петербургским городским кредитным обществом 12.10.1915 г. Супруги Филиппар оставались владельцами участка и всех строений на нем до революции 1917 г. После октябрьской революции «Вилла Эрнест» была предоставлена в распоряжение ведомства Народного комиссариата просвещения и некоторое время сохраняла свои исторические функции — здесь давались симфонические концерты.

В довоенный период были разобраны остекленные металлоконструкции зимнего сада, по пятну застройки которого выстроили одноэтажную пристройку с бетонными стенами на кирпичных опорах. Новая пристройка имела коридорную планировку; помещения использовались для служебных нужд.

В 1924 г. в бывшем ресторане был создан Дом пролетарской культуры, позднее переименованный в клуб М. Горького. Также в 1920-е гг. здесь работал педологический институт, и размещалось управление ПВО воздушного флота.

До 1929 г. была разобрана деревянная служебная пристройка к двухэтажному служебному флигелю со стороны двора, который в свою очередь был кардинально перестроен. В западной части участка, выходившей на Вяземский переулок, к 1932 г. были разобраны все деревянные строения и устроена спортивная площадка.

Сад с регулярной планировкой перед западным фасадом поддерживался в первые советские десятилетия, был огорожен и сохранялся вплоть до 1950-х гг. На топосъемке 1957 г. историческая планировочная система уже не прочитывается. С 1950-х гг. территория в западной части участка была отмежевана под новое строительство. По Вяземскому переулку были возведены жилые дома, к началу 1980-х гг. построен 7-8-этажный внутриквартальный корпус студенческого общежития. С 1950-х годов дом № 60 занимал Ждановский районный совет, с конца 1970-х гг. — Главное управление профессионально-технического образования Ленинграда и Ленинградской области.

После 1983 г. на уровне второго этажа был устроен крытый переход из корпуса лит. А в корпус лит. Б в месте над проездом с проспекта во внутренний двор. В советское время исторические фасады поддерживались косметическими ремонтами. В период 1991-1996 гг. были отремонтированы и окрашены светлым колером дворовые фасады корпуса с двусветным залом, а также были восстановлены исторические ограждения балкона по западному фасаду здания. Сведений о капитальных ремонтах не имеется. С 1990-х гг. в зданиях размещаются Санкт-Петербургский Гуманитарный детский центр «Юна» (лит. А) и Центр социальной и гуманитарной помощи Мэрии Санкт-Петербурга.

Относительно современного состояния следует отметить, что неудовлетворительное состояние кровельного покрытия привело к многочисленным протечкам, в результате которых нанесен ущерб историческим интерьерам. В аварийном состоянии находится декоративная отделка бывшего ресторанного зала, а также ряда помещений в последних этажах зданий лит. А и Б.

В некоторых помещениях особняка ольховые потолки в поздний период разделаны под древесину ценной породы. Также в советское время потолки были многослойно окрашены лаком или масляной краской, имеют следы утрат и непрофессионального ремонта. Большинство оконных и дверных заполнений находятся в неудовлетворительном состоянии.

Объемно-пространственное и планировочное решение некоторых исторических помещений с архитектурно-художественной отделкой искажено. В корпусе лит. А возведение перегородки исказило объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение исторического углового помещения в первом этаже. В корпусе лит. А на втором этаже в результате сноса исторической межкомнатной перегородки два помещения объединены в одно. На первом этаже камин с облицовкой из красного мрамора находится в аварийном состоянии. В корпусе лит. Б на 3 этаже историческое помещение разделено перегородкой на два, перебиты дверные проемы. В настоящее время в корпусе лит. А сохранилось несколько помещений с исторической комплексной архитектурно-художественной отделкой.

Представляют интерес ряд комнат вдоль лицевого фасада в первом этаже, отделка которых выполнена в характере эклектики. Ценным образцом исторического парадного помещения является хорошо сохранившийся двусветный зал, интерьер которого выполнен в формах неорококо.

В корпусе лит. Б во 2 и 3 этаже сохранились помещения с элементами истрической отделки. Из них следует выделить парадное помещение в 3-ем этаже, в котором хорошо сохранилась комплексная историческая отделка.


Последние завершенные объекты

Здание Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., 19

Павильон «Шапель»

Адрес объекта: дор. на Александровку, Пушкин

«Бывший купеческий особняк» в городе Новая Ладога

Адрес объекта: г. Новая Ладога, ул. Пионерская, д.16

Показать все объекты компании