Дом Я. В. Ратькова-Рожнова
Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 13/15
Работы, которые производились на объекте: Археологические работыИсторико-культурная экспертиза
Историческая справка
Дом Ратькова-Рожнова расположен в квартале, ограниченном улицей Пестеля, набережной Фонтанки и Моховой улицей. Здание представляет собой жилой комплекс образованный двумя частями: главной, протяженной вдоль улицы Пестеля, и внутриквартальным курдонером-улицей. Фасад, протяженый вдоль улицы Пестеля, в западной части раскрывается аркой, обрамляющей курдонер, уходящий в глубь квартала. Арка фланкирована обелисками с арматурой на мотив ворот Сен-Дени.
Известно, что в 1830-х гг. в левой части участка 13-15 по Пантелеймоновской улице стоял двухэтажный особняк графини Н.В. Строгановой, дочери В.П. Кочубея, (Пушкин посвятил ей несколько строк в заключительной главе «Евгения Онегина»).
Известно, что в 60-е гг. участок № 15 принадлежал семье купца Погребова, в 1867-1869 его вдова фигурировала в деле о взыскании за нарушение Строительного Устава. На тот момент на участке находились: деревянный лицевой дом с питейным заведением в подвале, каменная кузница, разноэтажные флигели и деревянный сарай.
В 1898 году участки № 13 и № 15 приобрел крупнейший на тот момент петербургский домовладелец В.Я. Ратьков-Рожнов, занимавший пост городского главы. Архитектором будущего доходного дома был выбран Павел Юльевич Сюзор, академик, один из главных зодчих второй половины XIX века. В этом заказе архитектор проявил остроумие в пространственном решении проблемы «большого» дома. Двор раскрывается аркой со стороны парадного фасада, одновременно продолжая его. Получается некое подобие вытянутого курдонера. Таким образом, прежде глухое, сумрачное пространство внутреннего двора превращается в продолжение улицы. Как вспоминал В.Б. Шкловский: «На меня бежало будущее. Изменился город, стали появляться высокие дома с башенками. На многих улицах выросли дома богача Ратькова-Рожнова. В этих домах подворотни высотой в три этажа, и освещенный электричеством двор становится похожим на пустынную улицу». Впрочем, избежать вовсе дворов-колодцев не удалось. По южному периметру расположены четыре инсоляционных пространства.
Главный мотив дома — это монументальная арка фланкированная обелисками. Этот прием, впервые был использован на парижских воротах Сен-Дени, сооруженных во 2-й половине XVII века, а в Петербурге воспроизведен на портале Михайловского замка. Набор атрибутов, видимо, связан с деятельностью Ратькова-Рожнова, который помимо прочего владел пароходным обществом «Самолет». Здесь есть и воинские доспехи, и носы кораблей с якорями, кадуцей, сноп пшеничных колосьев, топор, которые символизируют торговлю, сельское хозяйство и строительство. На тимпане арки с задней стороны находится монограмма хозяина — две скрещенные буквы «Р».
Главный фасад типичен для Сюзора, архитектор применил здесь свои коронные приемы: горизонтальный руст, подчеркивающий устойчивость нижней части здания, массивные прямоугольные эркеры, создающие в перспективе улицы объемный ритм, декоративные завершения в виде фронтонов, оживляющие силуэт застройки. Горизонтальные членения выполнены тягами, отделяющими второй и четвертый этажи.
Здание богато архитектурными и скульптурными деталями. Центральный эркер поддерживают мужские гермы, соседние с ним входы украшены разорванными лучковыми фронтонами на которых возлежат путти. Окна парадного периметра венчают фигурные сандрики. Здание завершает массивный карниз с модульонами. Парадные лестницы с ажурными перилами, площадки которых облицованы метлахской плиткой, практически все различаются конфигурацией и конструкциями. Сохранилась отделка многих квартир: лепные плафоны, камины, печи.
Два этажа были заняты магазинами, размещался кинематограф «Аполло». В начале ХХ века в этом здании жил основатель оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев. По выражению Ф.И. Шаляпина, он «пригрел у своего доброго теплого сердца сиротинку-балалайку», и от его «заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой мир». В послевоенные годы в этом доме жил главный дирижер Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Профессор консерватории и художественный руководитель ее Оперной студии, народный артист РСФСР С.В. Ельцин. Во время Великой Отечественной войны северо-восточная часть дома (литеры А) горела и была восстановлена архитектором В.А. Потаповым: была отреставрирована парадная лестница, квартиры по ней были восстановлены с серийной лепной отделкой, не соответствующей исторической.
В 2011-2012 гг. была проведена реставрация фасадов.