+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 454-01-70
  • Дом Протасовых (М.В. Воейковой)
  • Дом Протасовых (М.В. Воейковой)
  • Дом Протасовых (М.В. Воейковой)
  • Дом Протасовых (М.В. Воейковой)
  • Дом Протасовых (М.В. Воейковой)

Дом Протасовых (М.В. Воейковой)

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 72

Работы, которые производились на объекте: Археологические работыИсторико-культурная экспертиза

Дом Протасовых (М.В. Воейковой)Дом Протасовых (М.В. Воейковой)Дом Протасовых (М.В. Воейковой)Дом Протасовых (М.В. Воейковой)Дом Протасовых (М.В. Воейковой)

Историческая справка

Объект культурного наследия регионального значения «Дом Протасовых (М. Е. Воейковой)» входит в застройку квартала, ограниченного Невским пр. с юга, ул. Белинского с севера, наб. р. Фонтанки с запада и Литейным пр. с востока и относится к сплошному лицевому фронту Невского пр. между р. Фонтанкой и пл. Восстания.

Земли за Фонтанкой по четной стороне Невского пр. оставались предместьями города до конца XVIII в., а затем были включены в состав Литейной части Санкт-Петербурга. Анализ планов XVIII — начала XIX вв. показывает, что освоение рассматриваемой территории происходило одновременно в двух направлениях: от Литейной слободы на юг к Невскому пр. и от левого берега Фонтанки вдоль Невского пр. на восток.

Основы планировочной структуры района были заложены в 1710-1730 гг. в результате прокладки Большой перспективной дороги (совр. Невский пр.) и Литейной улицы (совр. Литейный пр.). Пустопорожние земли на левом берегу Фонтанки Петр I раздал своим приближенным под летние резиденции. Один из участков он подарил своей жене Екатерине для возведения большого загородного дворца с регулярным садом, получившего название Итальянского. Итальянский сад, занимавший около 11 га, простирался до современной ул. Восстания и в дальнейшем определил характер межевания всей четной стороны Невского пр. на узкие длинные участки с плотной внутриквартальной застройкой. Остальную территорию между Итальянским садом и Большой перспективной дорогой до 1730-х гг. поделили между мастерами Партикулярной верфи, дворцовыми и конюшенными служителями.

В 1766 г. «Комиссия строения Санкт-Петербурга и Москвы» предложила «в Московской и Литейной частях строить не ниже двух этажей в линию или во дворе с каменными на улицу заборами или решетками в каменных столбах, какой пропорции, чье желание и капитал будет». В соответствии с вновь введенными правилами по красной линии Невского пр. с конца XVIII в. возводятся небольшие каменные жилые дома, определявшие облик центральной улицы города в течение всего XIX в. Согласно Сенатскому атласу, к 1798 г. территория по южной границе рассматриваемого квартала была поделена на 8 участков, конфигурация которых впоследствии не менялась. Половина из них к концу XVIII в. имела плотную застройку, преимущественно каменными зданиями.

Исследуемый участок, прямоугольной формы, вытянутый по оси север-юг, обозначен на плане 1798 г. под № 155, а его владельцем указан купец Милютин. К этому времени уже существовали: двухэтажный лицевой дом с проездом по центральной оси и дворовым ризалитом на востоке, боковой флигель вдоль западной границы и службы на северо-востоке. В первой трети XIX в. при вдове и наследниках Милютина строительство на участке не велось, о чем свидетельствует план Шуберта 1828 г.

В 1830-е гг. владельцами участка под новым № 75/167 стали граф и графиня Протасовы. Граф Николай Александрович Протасов (1798-1855) — генерал-адъютант, генерал-лейтенант, с 1836 г. — обер-прокурор Синода, проводивший при императоре Николае I важные реформы в сфере духовного образования и высшего духовного управления. Его жена, графиня Наталья Дмитриевна Протасова (1803-1880), дочь московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына, — гофмейстерина императрицы Марии Александровны, имела чин действительной тайной советницы.

В 1841-1842 гг. Протасовы надстраивают лицевой дом третьим этажом по проекту архитектора А. П. Максимова, предусматривавшего также новое решение лицевого фасада в формах эклектики на основе первоначальной симметричной нечетно-осевой композиции. Цокольный и первый этажи были обработаны рустами, вход в здание по двум крайним правым осям оформлен тамбуром с зонтиком, в центре располагался проезд. Над ним на уровне второго этажа устроили эркер, завершавшийся открытым балконом. По двум крайним осям второго этажа с каждой стороны также навесили балконы. Среднюю часть фасада венчал ступенчатый аттик.

В 1855 г., после смерти Н. А. Протасова его вдова устроила в доме церковь Собора Пресвятой Богородицы, внутреннюю отделку которой выполнил в 1855-1856 гг. архитектор А. М. Горностаев. Домовая церковь пострадала при пожаре 1863 г. и была восстановлена В. И. Собольщиковым. В 1900-х гг. при перестройке дома новыми владельцами церковь была упразднена.

В 1859 г. под руководством архитектора Четверикова по восточной границе участка возводится каменный пятиэтажный боковой флигель на 5 осей, с лестничной клеткой на всю высоту (флигель на этом месте планировалось построить еще в 1842 г.) . Застройка участка приобретает замкнутый периметральный характер, сохраняющийся в настоящее время. К 1867 г. относится устройство нового тамбура со стороны Невского пр. по чертежу архитектора Н. Крюкова.

В 1870-е гг. над дворовым фасадом главного дома сооружается двухэтажная деревянная галерея на прямоугольных в сечении столбиках, что повлекло за собой изменение конфигурации кровли всего здания . По-видимому, это стало причиной изменения убранства лицевого фасада: был сделан новый венчающий карниз большого выноса, с фризом, состоявшим из прямоугольных ниш с розетками. Окна второго этажа и арку проезда декорировали профилированными наличниками с ушками, карнизы — гирляндами с розетками.

Таким образом, к 1880 г. периметральная разновысотная застройка участка включала: трехэтажный в лицевой части и пятиэтажный со двора дом по Невскому пр., пятиэтажные боковые флигели и четырехэтажные службы по задней границе участка.

Дом на Невском пр. принадлежал графине Н.Д. Протасовой вплоть до ее смерти в 1880 г. Затем участок, а также титул и фамилию графа Протасова унаследовал ее внучатый племянник, генерал-майор А. Н. Бахметев (1834–1907). А. Н. Протасов-Бахметев был членом Государственного Совета, с 1890 г. возглавлявшим благотворительные учреждения Ведомства Императрицы Марии.

Новое строительство на участке, предпринятое владельцем в том же 1880 г. по проекту архитектора Ю. Бенуа, включало возведение на месте разобранных служб по задней границе участка четырехэтажного на подвале поперечного каменного флигеля, прямоугольного в плане с выступающей во двор средней частью фасада и в связи с ним и с существующим боковым флигелем четырехэтажного на подвалах корпуса в северо-восточном углу участка. Также проектом предполагалось устройство каменного свода (без использования металлических рельс) над воротным проездом главного дома с пробивкой в нем двух новых парадных дверей, и перебивка проемов в западном боковом флигеле .

На рубеже XIX-XX вв. складывается современный облик лицевого фронта Невского пр., состоящего преимущественно из 5-6-этажных многоквартирных домов в стиле эклектики и модерна, сменивших сооружения начала XIX в. Дальнейшее уплотнение внутриквартальной застройки было вызвано стремлением использовать всю полезную площадь участка для размещения различных торговых и развлекательных заведений, повышающих доходность домовладения.

После смерти А. Н. Протасова-Бахметева в 1907 г. его имущество поступает на торги в Городское Кредитное общество, и в 1909 г. его выкупает Мария Владимировна Воейкова, урожденная княжна Голицына, жена полковника (позднее генерал-майора) Александра Николаевича Воейкова. Новая владелица была внучкой московского генерал-губернатора Д. В. Голицына и приходилась графине Н. Д. Протасовой племянницей.

В отзыве и акте оценки зданий по Невскому пр. № 72, составленных архитектором А. И. Богдановым в феврале 1909 г., указано, что первый, третий и четвертый этажи каменного лицевого дома на подвалах занимают квартиры, второй этаж «с прилежащими флигелями, прежде представлявший барскую квартиру с церковью, ныне не существует, половина означенного этажа занята кинематографом, остальная часть пустует, которую предположено перепланировать» .

М. В. Воейкова задумывает полностью перестроить существующие на участке здания в доходный дом и расширить полезную площадь для нежилых целей. Составлением проектов занимался гражданский инженер С. И. Минаш. По первому варианту от 25 июля 1909 г., предполагалась сломка каменных надворных частей флигелей, капитальная перестройка боковых флигелей и частичная перестройка дворового фасада главного дома . К сентябрю того же года был выполнен новый проект, который предусматривал: 1. надстройку лицевой трехэтажной части главного дома 5 и 6 этажами и четырехэтажной дворовой части — мансардным этажом; 2. возведение пятого и шестого мансардного этажей над боковыми флигелями; 3. капитальный ремонт нижних этажей всех корпусов .

Наибольшие возражения в процессе согласования вызвало новое архитектурно-художественное убранство фасада лицевого дома со стороны Невского пр. Городовая управа признала его «несоответствующим по своим формам и обработке общему характеру главной улицы столицы» и передала на рассмотрение в Техническо-Строительный комитет Министерства Внутренних дел, который, в свою очередь, выявил целый ряд недостатков в его решении . К октябрю С. И. Минаш переработал оформление главного фасада , и 15 октября проект утвердила Городовая управа, 24 ноября — Техническо-Строительный Комитет, а 9 декабря — лично император .

Одобренный проект был реализован к 1911 г. После перестройки главный дом, сохранивший первоначальную нечетно-осевую композицию, получил новое художественное оформление в стиле северного модерна. Фасад по Невскому пр. был решен симметрично относительно центральной оси, на которой находились: проезд прямоугольных очертаний на первом этаже, трехчастное прямоугольное окно на втором и граненный стеклянный эркер на высоту трех верхних этажей. По середине шестого заглубленного этажа располагался выступ с боковыми изогнутыми стенками, увенчанный ступенчатым фронтоном и декорированный горельефами с женскими фигурами по сторонам от полуциркульного тройного окна. Крайние боковые оси фасада завершались треугольными пологими щипцами, остальная часть мансардного этажа — профилированным карнизом. Низ здания облицевали квадрами талько-хлорита, верх — гладко оштукатурили. Первый этаж членили широкие витринные окна и два узких входных проема (по 3-й и 7-й оси). Западный, прямоугольной формы был вписан в стрельчатый портал, который фланкировали рельефы с изображениями филинов. Замковый камень декорировала голова птицы с хищным клювом и стилизованным опереньем, повторявшаяся в убранстве восточного шестиугольного, сужающегося кверху входного проема. Прямоугольные окна второго этажа были перекрыты монолитными каменными блоками, контрастирующими с оштукатуренной частью фасада. Главную роль в ее декоративном оформлении играли орнаментальные и фигуративные вставки: овальные картуши, панно с лебедями. Оконные проемы: прямоугольные и шестиугольные (в центре пятого этажа), наличников не имели. Эркер на уровне междуэтажных перекрытий украшали майоликовые композиции со стилизованными золотыми цветами на ярко-синем фоне. Основной объем, за исключением крайних боковых осей, завершался профилированным, разорванным в центре карнизом большого выноса. Дворовые фасады всех флигелей были оштукатурены и лишены декора. В восточной части лицевого дома на месте прямоугольных проемов растесали шестиугольные.

В 1910 г. под руководством С. И. Минаша четырехэтажный поперечный корпус перестраивается и приспосабливается под торговые помещения. Для лучшего освещения с внешних сторон боковых флигелей пробили маленькие световые дворики. В центре второго этажа северного корпуса возвели небольшой эркер, опирающийся на металлические балки. Два верхних этажа были целиком выдвинуты в сторону двора, а их выступающая часть держалась на металлических кронштейнах. Здание завершалось ступенчатым фронтоном, повторяющим решение средней части лицевого фасада главного дома. На четвертом этаже флигеля устроили полуциркульный проем во всю ширину фасада, на третьем — три прямоугольных проема, боковые из которых были уже среднего. Окна второго этажа фланкировали эркер и имели скругленную в верхней части форму. В конце 1910 г. Городовая управа одобрила устройство в нижней части поперечного корпуса кинематографа с двусветным зрительным залом, который был назван «Кристалл-Палас» и открыт к 1912 г . Последующие проекты пристроек к лицевому фасаду кинотеатра, рассмотренные управой в 1910, 1912 и 1914 гг., не были реализованы.

Таким образом, в результате работ 1910-1911 гг. складывается современная строительная ситуация на участке, с расположенным на нем 5-6-этажным доходным домом с боковыми флигелями, соединенными четырехэтажным поперечным корпусом кинотеатра, которые образуют замкнутый внутренний двор.

К 1911 г. была закончена внутренняя отделка квартир и торговых помещений, о чем свидетельствует опись переоценки имущества от 8 апреля 1911 г . По данным составленного тогда же отзыва архитектора Кредитного общества, «имущество состоит из лицевого жилого дома..., в котором помещаются магазины, конторы и квартиры, перестроенного в капитальных частях с наноскою пятого этажа и мансарда; дворового дома ... по задней границе двора, приспособленного под две залы для кинематографа и помещений под ресторан. Отдельные комнаты имеют окна только на соседний двор и на малые световые дворы. Мансарды на дворовой части лицевого дома, а также и на боковых флигелях, устроены без уступа, а потому не соответствуют разрешенным планам».

Последним владельцем участка № 72 до революции был М. С. Залшупин, присяжный поверенный и присутственный стряпчий, председатель правления 3-го Петроградского общества взаимного кредита, председатель правления АО шоколадной фабрики «Карл Бездэка». В 1915 г. он планировал перестроить поперечный флигель для размещения в нем банка, однако и этот проект не был осуществлен .

После 1917 г. дом № 72 на Невском пр., переименованном в пр. 25 Октября, национализировали. Некоторое время в здании находилась редакция эсеровской газеты «Дело народа», публиковавшей произведения С. А. Есенина. В доме жил фотохудожник М. С. Наппельбаум, на «литературных» понедельниках у которого бывали: А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С.А. Есенин, М.М. Зощенко, Ю.Н. Тынянов .

В помещение кинотеатра в дворовом поперечном флигеле до 1923 г. переехал «Свободный театр», в связи с чем в 1927 г. к его южному фасаду пристроили каменный тамбур . Впоследствии в здании вновь был открыт кинотеатр , в котором в 1929 г. состоялся показ первого в СССР звукового фильма. С 1935 по 1960 г. здесь располагался Дом кино и клуб кинематографистов, затем — кинотеатр «Знание». В конце XX в. ему вернули дореволюционное название «Кристалл-Палас», а 1 августа 2012 г. он был закрыт на ремонт.

До настоящего времени планировочная структура участка, сложившаяся к 1911 г., не претерпела существенных изменений, как и объемно-пространственное решение находящихся на его территории зданий, за исключением поперечного корпуса, на втором этаже которого был разобран эркер. Архитектурно-художественное убранство лицевого фасада главного дома искажено утратами. Отсутствуют горельефные композиции с женскими фигурами на центральном мезонине. Большинство декоративных элементов, включая майоликовые вставки на эркере, находятся в аварийном состоянии.


Последние завершенные объекты

Здание Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., 19

Павильон «Шапель»

Адрес объекта: дор. на Александровку, Пушкин

«Бывший купеческий особняк» в городе Новая Ладога

Адрес объекта: г. Новая Ладога, ул. Пионерская, д.16

Показать все объекты компании