Дом Ф.Ф. Лумберга
Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Перекупной пер., д. 9
Работы, которые производились на объекте: Историко-культурная экспертизаАрхеологические работы
Историческая справка
Дом Ф.Ф. Лумберга расположен по красной линии Перекупного пер.. Здание было построено в 1903 году инженером Ф.Ф. Лумбергом в качестве собственного дома на 1-ом участке Рождественской части в 1-ом квартале.
В конце XVIII — XIX веке часть города от Знаменской площади до Александро-Невской Лавры по Невскому пр. была торговой, что нашло отражение в современных названиях улиц.
В конце XVIII века, судя по плану атласа столичного города Санкт-Петербурга 1798 года, территория между Невским проспектом и проспектом на Малую Охту (в наст. время пр. Бакунина) была еще не застроена, здесь находился только Старо-Александровский рынок . «Рынок был невелик, всего 110 лавок, но довольно оживленный. Здесь можно было купить все — от битой скотины и мороженой рыбы, соли и хлеба, до рогожи, телег и экипажей» , остальная часть представляла собой пустыри.
В 1828-м году на рассматриваемой территории находилась Александровская Сенная площадь и примыкающие к ней с запада Александровский рынок и лавки разных владельцев .
К середине XIX века территория Александровской Сенной площади заметно сокращается. В северной ее части прокладываются улицы — две Новых улицы (в настоящее время Херсонская ул. и Исполкомская ул.) и Торговый переулок (первоначальное название Торговый пер. известно с 1836 года, с 1860-х годов стал именоваться Торговой улицей, с 1871-го года — Перекупной пер., 7 марта 1880-м году присоединен участок от Конной ул.. до Невского пр. ), формируются участки, которые застраиваются каменными и деревянными домами. Торговая площадь занимает только южную часть территории. Интересующий нас участок выходил на Торговый пер., который соединяет Торговою площадь с Новой улицей и имел сильно вытянутую прямоугольною форму. По данным Атласа Н. Цилова на участке в это время находился деревянный дом, который значился под номером 6 .
В 1866-м году участок принадлежал купцу Ивану Дементьеву, который планировал в это время постройку двух каменных служб, но проект этот не был осуществлен .
В 1868 году участок переходит крестьянину Рязанской губернии, Егорьевского уезда Семену Федосьевичу Федосееву. На территории участка (в углу западной части) располагался деревянный дом в два этажа, который впоследствии был облицован кирпичом, на каменном подвале с плитным цоколем, также на участке находились деревянные сараи (в дальней торцевой части участка), деревянная помойная яма и деревянный забор с воротами. Участок числится по Торговому пер., № 5 .
В 1887 году на участке произошел сильный пожар, убыток которого составил 1870 рублей. К этому времени дом находился под залогом и после пожара Семен Федосеев продает участок жене архитектора Надворного Советника Екатерине Михайловне Курганович. В этом же году был принят проект постройки 2-х этажной каменной службы и деревянного флигеля (в центре и в глубине участка) .
В 1903 году, согласно купчей крепости, участок перешел во владение гражданского инженера Федора Федоровича Лумберга, который в том же году сносит все располагающиеся на участке строения и по собственному проекту возводит новый дом в стиле модерн .
Ф.Ф. Лумберг получил первоначальное образование в Александровском кадетском корпусе, а затем поступил в Институт Гражданских Инженеров (1885 г.). Окончив курс (1890) с золотой медалью за лучший архитектурный проект и с правом на чин 10 класса, был назначен преподавателем акварельного рисования в Институт Гражданских Инженеров. С 1891 г. имел должность архитектора при Калинкинской больнице и занимался частной практикой в Петербурге. Занимал должности архитектора карточной фабрики ведомства учреждений императрицы Марии, архитектора Обуховского сталелитейного завода, архитектора Калинкинской больницы .
Первоначальный проект дома был утвержден Городской управой 11 марта 1903 г . По проекту дом представлял собой П-образное в плане здание с эркером сложной конфигурации и богатым лепным декором. В процессе строительства проект дома значительно дорабатывается и изменяется. Корпуса заняли всю глубину участка, образовав в плане подобие буквы «Е». Главное же изменения претерпел фасад здания. Архитектор «отказался от лепного декора ради скульптурности самих архитектурных масс» . «Характерная для модерна криволинейность и плавность линий была перенесена с отделки и декора на конструктивные узлы и архитектурные элементы» : это и смещенный влево (что придает фасаду характерную асимметричность) эркер с плавными линиями, и криволинейные окна, выгнутые линии ограждения балкона и козырька, изогнутый проход коридора парадной лестницы, дугообразная выступающая галерея во дворе в уровне третьего этажа.
Лицевой фасад здания обладает исключительной цельностью, плавностью и тесной взаимосвязью всех элементов. Наряду с этим, в архитектурном решении фасада, воплощается одна из основных идей стиля модерн — спонтанность, изменчивость, подвижность, непредсказуемост, это подтверждает смещенная ось эркера, разнообразные по форме оконные проемы (прямоугольные, круглые, овальные, лучкового и полуциркульного завершения), различные по цвету и фактуре материалы отделки фасада (гладкая штукатурка, осколочный гранит, лицевой кирпич), завершающее ограждение в виде прорастающих цветов.
Главными акцентами лицевого фасада являются эркер с располагающимся под ним окном в форме знака омеги и большое овальное окно, срезанное в нижней его части в уровне третьего этажа. Дворовые фасады дома решены гораздо скромнее. Самым интересным элементом является выступающая дугообразная, сплошь остекленная галерея в первом дворе в уровне третьего этажа. На третьем этаже находилась квартира архитектора и именно в этих помещениях сохранилась отделка интерьеров — угловые печи, оформление плафонов лепным растительным орнаментом, а также исторические деревянные переплеты оконных проемов по лицевому фасаду.
Сохранилась также декоративно-художественное оформление парадной лестницы (вход с Перекупного пер.): две двустворчатые двери с характерным для стиля модерн рисунком из переплетенных линий, двухъярусный камин с квадратными изразцами цветочного орнамента, лепные атланты, лестница по металлическим косоурам с металлическим ограждением в стиле модерн.
Объемно-планировочное решение — секционное, перекрытия деревянные по железным балкам и бетонные по металлическим балкам, крыша — железная по деревянной обрешетке.
За XX век никаких существенных изменений с домом не происходило. Сопоставление исторических планов с современными планами ПИБ позволяет сделать вывод, что дом сохранился в своем подлинном историческом виде. Здание использовалось как жилой дом с частичной арендой помещений (в 1972-м году помещения арендовало Центральное конструкторское бюро «Луч», в 1974-м году Центральный ремонтно-механический завод, в 1976-м году управление Ленгорплодоовощ) . В настоящие время, помимо квартир, в нем располагается Образовательное учреждение общественной организации Санкт-Петербургского городского Центра автомотоспорта РОСТО (занимает помещения бывшей квартиры Ф.Ф. Лумберга), мини-отель «Мансарда».
Дом Ф.Ф. Лумберга является важным элементом исторической застройки Перекупного пер., представляет собой яркий образец доходного дома в стиле модерн, где традиционная структура фасада была трансформирована, подчинив себе рисунок, экспансии кривой линии и имеет важное историко-культурное значение, как дом где жил и работал выдающейся архитектор Ф.Ф. Лумберг.