+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 454-01-70
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки
  • Большой и Малый Петровские парки

Большой и Малый Петровские парки

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Петровский остров

Работы, которые производились на объекте: Историко-культурная экспертизаАрхеологические работы

Большой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские паркиБольшой и Малый Петровские парки

Историческая справка

Объект культурного наследия «Большой и Малые Петровские парки» располагается в восточной части Петровского острова. Западная оконечность Петровского острова обращена к Финскому заливу, северная сторона омывается Малой Невкой и речкой Ждановкой. Кроме того, р. Ждановка ограничивает остров с восточной стороны, отделяя его от Петроградской стороны. Южную часть острова отделяет от Васильевского острова р. Малая Невка.

Существование названия «Петровский остров» восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга. На шведской карте местности 1698 г. остров назван «Ритран-Гольм». На плане Санкт-Петербурга 1706 г. Петровский остров не имеет каких-либо строение и покрыт редкой растительностью. Освоение Петровского острова начинается в 1711, когда Пётр I перевёз на остров небольшой дом, который был поставлен на самом берегу. Тогда же были посажены дубы. О других планировочных работах на острове ничего не известно.

В этом же, 1711 г. Пётр I дарит участок на острове своей сестре Наталье Алексеевне, в 1714 г. — ещё один участок подарен Петром жене своего сына, Алексея Петровича, Кронпринцессе Софии-Шарлотте (умерла в 1715 г.). На плане Санкт-Петербурга 1714 г. можно увидеть этот прямоугольный в плане участок с домом. На фиксационном плане 1718 г. летний дом Кронпринцессы расположен на южном берегу Петровского острова, существует регулярный сад, разделённый по средней оси аллеей, по двум сторонам которой высажены два ряда деревьев. План 1722 г. даёт более подробно представление о даче Софии-Шарлотты, так как показан в аксонометрической проекции. Дворец Кронпринцессы показан двухэтажным с высокой кровлей, в 5 осей по фасаду, обращённому к Малой Неве. В центре острова впервые показан миниатюрный домик Петра I, расположенный у просеки, которая прорезает эту часть острова от Финского залива до современной р. Ждановки.

В 1716 г. остров переходит во владение к царице Прасковье Фёдоровне (вдова Иоанна Алексеевича), для которой были построены два увеселительных дома. С 1723 года владелицей острова стала царица Екатерина Иоанновна.

Остров стал использоваться более интенсивно с 1733 года, когда был передан в ведение Дворцовой конторы. В 1737 г. на Адмиралтейском острове случилось множество пожаров, из-за чего было решено перенести множество складов, пеньковых, сальных и масляных буянов, из центра на окраины, в том числе и на Петровский остров. В первой половине XVIII века вся Санкт-Петербургская часть называлась «предместьем», большей частью она была занята садами и огородами, строения почти все были деревянными.

Во второй половине XVIII века возрастает значение и статус Петербургской стороны и Петровского острова. На месте утраченного петровского домика архитектор А. Ринальди в 1767 — 1768 гг. строит деревянный дворец (сгорел в 1912 г.). Вокруг этого Петровского дворца был разбит регулярный парк со сложной системой дорожек, каналов и прудов: от круглой придворцовой площади отходило восемь лучевых дорожек. Территория часто подвергалась затоплению, что требовало постоянного восстановления. Тогда же на берегу Малой Невки, напротив Крестовского острова, был построен дом для великого князя Павла Петровича.

В 1758 г. через Малую Неву на Васильевский остров был построен деревянный наплавной мост — Тучков (назван по имени подрядчика) .

С середины XVIII века на Петровском острове появляются первые промышленные здания. С 1752 по 1836 гг. существовал воскобелильный завод, в 1790-е гг. была открыта Канатная фабрика Гота. На плане 1828 г. также отмечены сахарный завод Жадимировских (у дворцового парка, обращенный на Малую Неву) и клеенчатый завод (на р. Ждановке). Непосредственно на территории будущего Петровского парка находились красильни завода Александровской мануфактуры.

Частные владения на острове начинают появляться лишь в конце XVIII века. В 1797-1798 гг. была устроена дача Лампе, на её месте в 1800 г. была устроена Канатная фабрика. В 1798-1801 гг. на западной оконечности острова был выделен участок купцу Бабурину для устройства «рыболовной тони» .

В 1801 году дворец и придворцовая территория была передана Вольному экономическому обществу, которое в западной части острова провело дренажные работы, подсыпаны низменные территории, отремонтирован дворец, осуществило работы по благоустройству парка.

В 1806-1807 гг. на Петровской косе у выхода в залив военное ведомство установило артиллерийские батареи.

Наводнение 1824 г. нанесло острову серьезный ущерб. Восстановление потребовало значительных вложений и Общество сдавать участки в наём. Однако, уже в 1836 г. остров передан в ведомство Кабинета Его Величества, так как деятельность Общества была исключительно коммерческой, а не научной, как изначально планировалось. В том же 1836 г. было решено разбить новый парк в восточной части острова, включая территорию Александровской мануфактуры. В середине XIX в. началось формирование городского пространства акватории Малой Невы. В 1843 г. было начато формирование набережной, завершены работы были в 1860-е гг. и набережная была выполнена в виде «шоссированной аллеи», соединяющей Александровский и Петровский парки. Благоустройство Ждановской набережной повысило её градостроительное значение и повлияло на прилегающую застройку.

В 1837-1838 гг. были начаты работы по разбивке в восточной части острова нового (Петровского парка) по проекту А. Д. Готмана. Снесли строения Красильного строения Александровской мануфактуры, углубились заливы, оформились очертания прудов, произвели подсыпку территорий. В октябре 1838 г. завершили постройку всех шести мостов. По линии старой трассы Петровской дороги было проложено шоссе, устроены новые «езжалые» и пешие дороги. В 1839 г. вышло высочайшее повеление о продолжении работ по устройству парка на территории воскобелильного завода. Некоторая часть парка была открыта для публичного гуляния. В 1846 году был открыт первый гребной клуб.

Участок парка от западного пруда до Канатной фабрики принадлежала цесаревичу Александру. В 1840 г. эта территория, на которой существовал в то время сосновый парк, рассматривалась как единая с парковой. В 1847 участок и строения бывшего воскобелильного завода были переданы в аренду И. Р. Поляковых пол устройство гостинцы и трактира, пристани и проведения различных увесилительных мероприятий. Сначала на этом участке существовали трактир гостиница «Любек», а 1857 г. было открыто загородное увеселительное заведение с музыкой. В 1867 г. участок был продан генерал-адьютанту Сколкову.

В 1856 году граф П. А. Шувалов предложил проект развития парка на запад до дворца Петра I, но он не был осуществлён.

В 1860-1890-е гг. Петровсик парк оставался местом отдыха и народных гуляний. Однако, продолжилось и развитие промышленности средней части острова. В 1840-е гг. начал работать химический завод братьев Ждановых, в 1864-1870-х гг. построен пивоваренный завод «Бавария» (на р. Ждановке), в 1876 г. рядом с Канатной фабрикой, на берегу р. Малой Невки была устроена предприятие Сан-Галли. С 1894 г., также на берегу р. Малой Невки, работал завод Ропса.

При пивном заводе «Бавария» также был свой сад, там был устроен ресторан, и работали танцевальные классы.

В 1865 г. участок по центру Петровского парка был передан в пользование Английскому гребному клубу.

Участок, небольшой по размеру, между Канатной фабрикой и бывшим дворцовым садом был занят Петровской пожарной частью. Здесь были построены здания эллинга, брандвахты, мастерской для ремонта судов и домик для корабельных мастеров. С 1903 г. здание брандвахты использовалось как дача.

На плане 1880 г. границы Большого и Малого Петровских парков обозначены следующие: западная проходит рядом с Лесным двором, предприятием Сан-Галли и заводом Ждановых. Для ухода за парком был учреждён штат служителей, дом смотрителя парка со службами находился на берегу р. Ждановки у Кадетского моста.

Во второй половине XIX века активно осваивались близлежащие городские территории, что обусловило сохранение и развитие рекреационной функции Петровского острова. На начало XX века еще сохранилась большая часть бывшего придворцового парка с системой дорожек, существовал и сам дворец. Зелёные насаждения сохранились во многом благодаря тому, что территорию частично занимали дачные постройки. В 1902 г. на острове открылось «Убежище для престарелых сценических деятелей», для которого по проекту архитектора Б. А. Альмедингена было построено здание на северо-восточной территории бывшего придворцового парка (в 1946-1958 гг. построили новые корпуса) .

В 1912 году сгорело здание дворца, на планах последующего времени в центре площади изображался круглый газон.

Сам Петровский парк стал пользоваться популярностью как место народных гуляний, здесь были устроены открытые сцены и аттракционы («американские» и «водяные горы»).

С 1899 г. восточная часть Большого Петровского парка и весь Малый Петровский парк были переданы Санкт-Петербургскому городскому попечительному обществу о народной трезвости, были построены различные павильоны, столовые, чайные, паромные переправы, театр.

На месте бывшего Лесного двора расположились сараи и доки Ф. К. Сан-Галли, на Ольховой улице (ныне ул. Ремесленная), рядом с территорией заводских складов в 1896-1899 гг. был устроен жилой городок Сан-Галли. До настоящего времени сохранились лишь водонапорная башня с жилым флигилем. Между Ивовой и Топольной улицами располагался участок казарм приграничной стражи.

В начале XX века почти вся западная оконечность острова была занята складскими территориями. Благодаря постройке Тучкова и Биржевого мостов и архитектурно оформившейся застройке набережной Васильевского острова, возросла композиционно-пространственная роль Петровского острова.

К 1917 г. остров представлял собой заводскую окраину, на этот период на острове существовало три улицы: Ивовая (частично совпадает с современным Петровским пр.), Топольная (ныне ул. им. Савиной), Ольховая (ныне ул. Ремесленная), главной магистралью оставался Петровский проспект. На тот момент планировалось создание единой городской зелёной зоны, размещение спортивных и зрелищных объектов. Однако, от промышленного освоения территории отказываться не собирались.

Согласно этой концепции, в 1925 г. на юго-восточной оконечности парка, на месте бывшего Народного театра и открытой сцены, возвели деревянное здание стадиона им. В. И. Ленина, которое просуществовало до 1942 года. На месте прежнего по проекту архитекторов Н. В. Баранова, О. И. Гурьева, В. М. Фромзеля в 1957-1961 гг. построили новый стадион, который сохранился и до наших дней (современный Петровский стадион).

В 1920-е гг. на центральной протоке между двумя прудами был отведён участок заводу «Спецтранс», к 1930-м гг. территория уже достаточно плотно застроена производственными и складскими зданиями. Позже был возведён корпус Судоремонтного завода.

В 1936 г. на бывшей даче управляющего лесными складами (западная оконечность острова) устроили яхт-клуб. Территория зелёной зоны сильно сократилась, Малый парк почти исчез.

Согласно Генеральному плану Ленинграда 1944 г. предлагалось превратить весь остров в зелёную зону, аналогично Приморскому парку на Крестовском острове. Промышленность полностью выносилась, кроме завода «Бавария», предполагалось строительство двух новых мостов через реку Малую Невку и Васильевский остров, получала новое планировочное решение западная оконечность острова.

В 1950-1960-е гг. в северо-западной части Петровского острова были построены здания двух детских садов.

1980 г. на Петровской косе была устроена парадная гавань с набережной и причалами, возведено здание Центрального яхт-клуба.

По Генеральному плану 1985 г. основная планировочная организация Петровского острова сохранялась. Опять предлагали вынести за пределы острова все промышленные предприятия и вернуть в состав парка западный участок. Предполагалось намыть территорию Петровской косы и пустить через неё новую городскую магистраль.

Таким образом, градостроительные планы разных лет рекомендовали организовать единую парковую зону на Петровском острове. Однако, количество промышленных объектов все время увеличивалось.

«Архитектурной мастерской Н. Ф. Никитина» были проведены историко-культурные градостроительные исследования объекта культурного наследия «Большой и Малый Петровские парки». По результатам исследований было рекомендовано разработать комплексный проект реставрации и приспособления парка. Историческая планировка сохранилась в значительной степени, но необходимо восстановить утраченные элементы. Основная функция территории — это городской общедоступный парк, однако, на участке допускается размещение объектов городского значения рекреационного использования.

Формирование парковой территории

В начале 1837 года стала очевидна необходимость приведения в порядок низменной части Петровского острова от моста, ведущего на Крестовккий остров, до Тучкова моста. Петровский парк был создан по указу Николая I в 1839 году. Парк изначально проектировался как общедоступный, местом для него выбрали воточную оконечность Петровского острова и отделенный от него протокой соседний остров, где в то время располагалась Александровская мануфактура.

Планировка парка осуществлялась по проекту военного инженера А. Д. Готмана в 1837-1839 гг., который использовал особенности рельефа острова: две низины были превращены пруды, которые были разделены протокой, берега были соединены системой пешеходных мостиков.

На плане 1848 г. можно увидеть, что «план Петровского парка и части Петровского шоссе» был выполнен, там же зафиксирована общая композиция парка, включающая два пруда, связанных между собой протоками. Восточный пруд соединяется с Малой Невой. В 1852 г. подполковник Окель осмотрел парка, на основание этого осмотра полковник Гергард составил доклад и приложил к нему план Петровского парка: «Главные — проезжее дороги парка связаны с Петровским шоссе и с мостами, перед которыми устроены небольшие предмостные площадки, отдельным из них сходятся несколько дорог... Дороги проложены соотносительно береговой линией рек Ждановки и Малой Невы и по контуру прудов, образуя своего рода петли. На восточной оконечности Петровского остров расположен большой луг, подобно прудам, окаймлённым дорогой. Все проезжие дороги ограничены тумбами. Пешеходные дорожки образуют вторую планировочную сеть, которая вписана в большие петли проезжих дорог и во многих случаях приближена к берегам прудов, а также проходит через газоны». Кроме того, Гергард отмечал, что планировка парка типичная для пейзажного, и она перекликается по характеру с композицией парка на Елагином острове.

В композицию парка изначально включались и постройки различного назначения: это и здание брандвахты, и здание Гребного клуба.

В 70-е гг. XIX века на территории парка сооружаются сезонные сооружения: эстарада, помещение для музыкантов духового оркестра, карусель, пристань для проката лодок и шлюпок.

На плане 1879 г. отражено увеличение количества построек по южному берегу острова, вдоль Малой Невы. Выделяется обширный луг у Тучкова моста для проведения массовых гуляний. Однако, основные компоненты ландшафтно-композиционной структуры парка не менялись по сравнению с планом 1839 г.

В ландшафте Малого Петровского парка выделена пространственная композиция по планировочной оси, пересекающей остров от Кадетского корпуса и соединённая с Большим Петровским парком Кадетским мостом. По центру композиционной оси располагалась овальная площадь, окаймлённая рядовой посадкой деревьев. В центре площади была разбита цветочная клумба. В северной и южной частях Малого Петровского парка сложились самостоятельные ландшафтные пространства, связанные только аллеями высокоствольных посадок по периметру территории парка.

В Большом Петровском парке сохранился природный ландшафт берегов Петровского острова. Благоустройство прибрежных участков проводилось только на выходе к воде участков яхт-клуба, пристани для проката лодок. В последующие годы проводились только ремонтные работы по благоустройству, укреплению участков берега и дренажной системы.

В начале XX века благодаря ходатайству принца А. П. Ольденбургского, председателя «Комитета попечительства о народной трезвости», в парке устраивается народный театр и устраиваются массовые народные гуляния. Комитету удалось отстоять парковую зону от размещения на ней детской инфекционной больницы.

На плане 1913 г. Петровский парк занимает одну третью часть острова в его восточной части, от обширных насаждений сохранились лишь отдельные фрагменты. В 20-е гг. XX века произошли значительные изменения в организации восточной части парка. На месте открытой сцены был сооружён стадион в деревянных конструкциях. К территории стадиона стала относится часть парка до Кадетского моста и восточный пруд. Прибрежная территория протоки (средний пруд), соединявший западный и восточный пруды, была передана промышленно-ремонтному предприятию.

В 1944 — 1946 гг. был разработан проект Центрального городского парка на Петроградской стороне и Петровском острове. Этот проект повторял замысел проекта 1842 года о разбивке парка около Петропавловской крепости и продолжения его до Петровского парка, добиваясь организации единой зелёной зоны. Однако, развитие спортивной зоны и соседство с парком технических баз и производственных площадок, огражденных глухими заборами, разобщили парковые ландшафты и отрицательно сказались на восприятии композиции Петровского парка.


Последние завершенные объекты

Здание Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., 19

Павильон «Шапель»

Адрес объекта: дор. на Александровку, Пушкин

«Бывший купеческий особняк» в городе Новая Ладога

Адрес объекта: г. Новая Ладога, ул. Пионерская, д.16

Показать все объекты компании