+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 454-01-70
  • Дом К.К. Шмидта
  • Дом К.К. Шмидта
  • Дом К.К. Шмидта
  • Дом К.К. Шмидта
  • Дом К.К. Шмидта
  • Дом К.К. Шмидта

Дом К.К. Шмидта

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Перекупной пер. 12-13

Работы, которые производились на объекте: Историко-культурная экспертизаАрхеологические работы

Дом К.К. ШмидтаДом К.К. ШмидтаДом К.К. ШмидтаДом К.К. ШмидтаДом К.К. ШмидтаДом К.К. Шмидта

Историческая справка

Дом К.К. Шмидта расположен на углу Перекупного пер. и Херсонской ул., играя важную градостроительную роль в формировании пересечения этих улиц и являясь главным визуальным акцентом. Здание было построено в 1902 году архитектором К.К. Шмидтом на 1-ом участке Рождественской части.

В конце XVIII — XIX веке часть города от Знаменской площади до Александро-Невской Лавры по Невскому пр. была торговой, что нашло отражение в современных названиях улиц.

В конце XVIII века территория между Невским проспектом и проспектом на Малую Охту (в настоящее время пр. Бакунина) была еще не застроена, здесь находился только Старо-Александровский рынок .

В 1828-м году на рассматриваемой территории находилась Александровская Сенная площадь и примыкающие к ней с запада Александровский рынок и лавки разных владельцев .

К середине XIX века территория Александровской Сенной площади заметно сокращается. В северной ее части прокладываются улицы — две Новых улицы (в наст. время Херсонская ул. и Исполкомская ул.) и Торговый переулок (первоначальное название Торговый пер. известно с 1836 года, с 1860-х годов стал именоваться Торговой улицей, с 1871-го года — Перекупной пер., 7 марта 1880-м году присоединен участок от Конной ул.. до Невского пр. ), формируются участки, которые застраиваются каменными и деревянными домами. Торговая площадь занимает только южную часть территории. Рассматриваемый участок находился на углу Торгового пер. и Новой улицы и имел прямоугольною форму. По данным Атласа Н. Цилова участок в это время принадлежал купчихе Марьи Ивановне Филатовой (бывшей Шаровой) и на нем располагалось два двухэтажных дома — каменный (со стороны Торгового пер., значился под № 7) и деревянный (на углу Новой ул. и Торгового пер., значился под номером 12) .

Судя по плану к 1857-му году застройка участка значительно изменяется, она становится приближена к периметральной, за исключением части по Новой улице (Херсонской ул.), которая остается незастроенной. Деревянные и каменные строения располагаются по периметру по трем сторонам, образуя широкий внутренний двор. В дальнейшем подобная застройка участка практически не изменится .

В 1867-м году владельцем участка значится Санкт-Петербургская мещанка Е.И. Епифанова, которая, не изменяя общей периметральной застройки участка, строит в 1870-м голу два деревянных сарая на каменном фундаменте с жилой частью и каменную лестницу .

В 1879-м году участок переходит во владения Санкт-Петербургского купца 1-ой гильдии Александру Петровичу Шерстобитову. На участке в это время уже значатся каменное 2-этажное строение с пристройкой, каменный одноэтажный дом с мезонином, надворный флигель и два деревянных сарая, которые по документам проходят как старые и давно не ремонтируемые .

В 1880-м году участок по купчей крепости отходит крестьянину села Кондаковка, Кондаковской волости, Угличиского уезда, Ярославской губернии — Константину Дмитриевичу Дмитрееву, а следом за этим по духовному завещанию его жене — Авдотье Абрамовне Дмитриевой. Когда в 1887 году умирает она и ее дочь, участок выставляется на продажу. На время продажи участок числится за опекуном малолетнего И.В. Дмитреева — Василием Гавриловичем Смирновым .

В 1893 году участок покупает Санкт-петербургский купец Иван Андреевич Фролов. В доме в это время находилось кузнечное и тележное заведение Романова Николая Ионовича .

В 1899 году имущество выкупает Лопарев А.Ф., в доме находились рогожная кладовая Фролова Пантелея Андреевича и экипажная мастерская Чичерина Ивана Абрамовича .

В 1901 году имущество переходит во владение титулярного советника Карла Карловича Шмидта. Строения, находящиеся на участке были разобраны до основания , и на их месте возводится новый 5-ти этажный дом на высоком подвале, который резко возвышался над прилегающей тогда еще малоэтажной застройкой, создавая новую доминанту.

Карл Карлович Шмидт — русский архитектор немецкого происхождения, представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна. Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Учился в немецкой гимназии Петришуле с 1877 по 1886 год. По совету школьного товарища Вильгельма Шёне (также будущего архитектора) начал посещать курсы в училище Штиглица. Там он увлекся рисованием и решил стать архитектором.

В 1887 году, после успешного окончания Петришуле, Карл Шмидт поступает в петербургскую Академию художеств. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон 1890/91 гг. Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Верхних торговых рядов.

В 1895 году Карл Шмидт устраивается в архитектурное бюро Померанцева. Уже к 1896 году относятся первые самостоятельные постройки молодого архитектора, а в 1897 году Шмидт уходит от Померанцева и решает работать самостоятельно.

В 1897 году Шмидту предлагают заняться крупным проектом — постройкой Александринского женского приюта в Петербурге. Оно представляет собой произведение поздней эклектики, соединяющее «кирпичный стиль» и элементы неоготики. В это же время Шмидт возводит особняк Тиса в том же духе.

В 1899 году Шмидт строит здание для фирмы Карла Фаберже в центре города, который также носит готические черты. Интерьеры более близки стилю модерн .

В 1901 году архитектор берется за постройку собственного дома, уподобляя его «дому-крепости». Массивный и в то же время компактный объем жилого дома напоминает замок. Его стены словно призваны служить укреплением, защищать семейный покой жильцов от городской суеты. Этот дом станет крепостью семьи Шмидтов вплоть до 1916 года, когда архитектор продаст все свое имущество в Петербурге и эмигрирует с семьей в Германию.

При расположении здания на участке, архитектор сохраняет его периметральную застройку. П-образный в плане дом с небольшим внутреннем двором, занимает прямоугольный участок практически целиком.

Первоначальный проект 1901-го года несколько отличался от реализованной постройки. Изначально планировалась открытая кирпичная кладка в первом и пятом этаже, по краям фасадов и широкой полосой справа от угла, остальную часть предполагалась выполнить в гладкой штукатурке. В результате открытая кирпичная кладка осталась только в уровне 1-го этажа . На старой фотографии видно, что остальные, оштукатуренные этажи, были гораздо светлее первого. Сейчас здание выкрашено в один цвет, что изменяет и несколько упрощает общий облик здания.

Главным визуальным акцентом здания является полуциркульный в плане эркер, увенчанный острым коническим шатром-шпилем, который позволяет легко воспринимать дом в створах пересекающихся улиц. Эркер фиксирует угловую часть дома, формируя общую композицию фасадов.

Наряду с угловым эркером, важными пластическими элементами фасадов являются пять эркеров, разнообразные по форме и конфигурации, а также щипцы трапециевидной формы, которые создают зубчатый контур фасадов .

Другим ярким выразительным элементом здания, являются широкие витринные окна (фасад по Херсонской улице и частично фасад по Перекупному пер.), которые визуально облегчают общую массивность здания. Все витринные окна сохранили историческое заполнение. Для здания характерно общая плавность и мягкость линий: эркеры, арка воротного проезда с лучковыми завершениями, полуциркульные эркеры, дверные проемы с лучковыми перемычками и полуциркульными завершениями, все углы простенков и откосов округлены, металлические ограждения состоят из изогнутых прутьев .

Отдельного внимания заслуживает лепная отделка фасадов. Основным мотивом лепного декора архитектор избрал чертополох, который стелется над арками и по эркерам, опоясывает верх стен густым волнистым фризом, переходя на щипцы. Считалось, что чертополох отгоняет нечистую силу и является символом супружеской верности. Наряду с растительным орнаментом в оформлении здания встречаются изображения сов, ящериц, белок, что позволяет считать это здание «провозвестником» северного модерна .

Дворовые фасады здания решены очень скромно — гладкая штукатурка, прямоугольные окна, уплощенная нища воротного проезда.

Внешний вид здания, кроме изменения цветового решения фасадов и незначительных утрат (например, один из флагодержалей, или утраченные дверные заполнения), сохранилось до нашего времени в своем первозданном виде.

Внутри здания сохранились лестницы, своды, декоративное оформление парадной лестницы, включая лепку, печь, покрытие пола метлахской плиткой. Сохранилась отделка некоторых квартир, прежде всего это печи и декоративное оформление потолков, а также лепка в помещениях первого этажа по Херсонской ул. (1-Н). Объемно-планировочное решение -анфиладно-коридорная и повторяется на всех этажах жилых помещений. В то время, когда в доме жил К.К. Шмидт (1904-й год) в здании находилась контора Митша Джона Г. (фабричные принадлежности). В 1909 году там жили: вдова генерала кавалерии Хрещатинская Ел. Константиновна и ее дочь Зинаида Ростиславовна .

В 1916 году часть жилых комнат, а также помещения под контору и магазин, сдается Торговому дому «С. М. Линднер», который занимался метлахской плиткой, огнеупорным и облицовочным кирпичом, черепицей, искусственным камнем для облицовки фасадов, фаянсовой плиткой для полов. Также там располагалась фабрика «различных препаратов для чистки обуви и металлов «Стар» и «Чистоль». Проживал Козлов Василий Владимирович — доктор медицины, статский советник, прозектор городской барачной больницы в память Боткина, практикующий врач .

Когда в 1918 году владелец дома архитектор К. К. Шмидт эмигрировал в Германию, дом, вероятно, был национализирован. В советское время он не изменил своего основного значения и использовался как жилой. Часть нежилых помещений сдавались в аренду.

В 90-е годы в подвале дома (где сейчас находится клуб «АНТ-CROSS») размешался один из первых независимых театров в Ленинграде «Маленький Петербургский Театр» под руководством Григория Кофмана, позже в 1995 г. переименованный в Парамон-Театр.

В 1996 году на его месте открылся известный рок-клуб «Молоко».

На момент составления паспорта в доме располагаются клуб «ART-CROSS» и кафе «Старый город».

Помещения первого этажа по Херсонской ул., на сегодняшний момент пустуют.

Дом К.К. Шмидта является важным элементом исторической застройки Херсонской ул. и Перекупного пер., формирует их пересечение. Представляет собой высокохудожественный пример доходного дома нач. XX века в стиле модерн и имеет высокое историко-художественное значение как дом, где жил один из выдающихся архитекторов конца ХIХ-го — начала ХХ-го века — К.К. Шмидт.


Последние завершенные объекты

Здание Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., 19

Павильон «Шапель»

Адрес объекта: дор. на Александровку, Пушкин

«Бывший купеческий особняк» в городе Новая Ладога

Адрес объекта: г. Новая Ладога, ул. Пионерская, д.16

Показать все объекты компании