+7 (812) 454-01-69 +7 (812) 454-01-70
  • Дом Г.А. Хреновой
  • Дом Г.А. Хреновой
  • Дом Г.А. Хреновой
  • Дом Г.А. Хреновой
  • Дом Г.А. Хреновой

Дом Г.А. Хреновой

Количество этажей: 5

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, ул. Таврическая, д. 7

Работы, которые производились на объекте: Историко-культурная экспертизаАрхеологические работы

Дом Г.А. ХреновойДом Г.А. ХреновойДом Г.А. ХреновойДом Г.А. ХреновойДом Г.А. Хреновой

Историческая справка

Объект культурного наследия регионального значения «Дом И. Ф. Хреновой» расположен в квартале, образованном пересечением трех улиц: Таврической ул., Кирочной ул. и Суворовского пр., и относится к лицевому фронту Таврической ул.

До XIX в. данная территория относилась к Литейной части, а затем была включена в Рождественскую часть (3 участок). Ее освоение началось при Анне Иоанновне, повелевшей расквартировать главные военные соединения страны в столице. К 1750-м гг. на окраине Литейной части построили слободу лейб-гвардии Конного полка, простиравшуюся от берега Невы до нынешней Тверской ул. Для сообщения с остальным городом проложили диагональную дорогу, впоследствии получившую название Конногвардейская ул. (северо-восточный отрезок современного Суворовского пр.). На пустующих землях к югу от слободы разбили площадь, где проводились полковые учения.

С конца XVIII в. территория военного городка постепенно сокращается. В 1783-1789 гг. в его северо-западной части возводится Таврический дворец с обширным садом, отделявшимся от комплекса казарм улицей по его восточной границе (первоначально — Садовая ул., с 1821 г. — Таврическая ул., с 1918 г. — ул. Слуцкого, в 1944 г. — возвращено историческое название). В 1801 г. Конногвардейский полк переводят на Адмиралтейский остров, старую слободу ликвидируют, а ее земли распродают обывателям. Для урегулирования застройки Садовую ул. продлили до Конногвардейской ул., и соединили их на севере небольшим переулком (Конногвардейский пер., впоследствии был включен в состав Кирочной ул.). В результате к юго-востоку от Таврического сада сформировался треугольный в плане квартал, остававшийся пустопорожним до 40-х гг. XIX в. Согласно Атласу Цылова, к 1849 г. по трассе современного Суворовского пр. его размежевали на 8 участков, застроенных небольшими деревянными обывательскими домами. За исключением углового участка, западная половина рассматриваемого квартала вдоль Таврической ул. была свободной от построек и до начала XX в. находилась в ведении лейб-гвардии Преображенского полка , размещавшегося на противоположной стороне улицы.

В 1900 г. Конногвардейскую ул., ранее объединенную со Слоновой ул., продолжили до Невского пр. и переименовали в честь А. В. Суворова. Удобство сообщения с центром города способствовало стремительному развитию близлежащих кварталов. В течение первого десятилетия XX в. на месте невзрачных деревянных построек возводятся многоэтажные каменные доходные дома и особняки в стиле эклектики и модерна, определившие современный облик главных магистралей, включая Таврическую ул. Пять зданий, расположенных по ее нечетной стороне (д. 3, 5, 7, 11, 17) были сооружены по проектам А.С. Хренова, четыре из них находятся в рассматриваемом квартале и образуют стилистически целостный ансамбль.

Александр Сергеевич Хренов (1860-1926 гг.) — архитектор, акварелист. В 1884 г. окончил Академию художеств, получив звание архитектора-художника 1-й степени за проект театрального училища. В 1888 г. был назначен архитектором Исаакиевского собора, сменив М. Е. Месмахера. Осуществил постройку и реконструкцию более 30 зданий в Санкт-Петербурге, в том числе: здание Общества взаимного кредита уездного земства на Итальянской ул. (перестройка, 1893–1894), дворец вел. кн. Николая Николаевича младшего на Петровской наб. (1909–1910), доходные дома на Невском пр., Кирочной и Фурштатской ул . В 1918–1919 гг. совершил поездку по Дальнему Востоку и провел персональную выставку акварелей во Владивостоке (июнь 1919 г.). В конце 1919 г. эмигрировал в Китай. Позже работал в Чикаго, с1925 г. жил в Париже, где и был похоронен .

В 1908-1909 гг. архитектор построил в начале Таврической ул. (д. 5) собственный доходный дом, в котором он жил с семьей до революции. После его завершения на имя жены, Иларии Федоровны Хреновой, был куплен соседний пустопорожний трапециевидный в плане, вытянутый по оси запад-восток участок, до этого принадлежавший Преображенскому полку. В июле 1909 г. архитектор составил проект его застройки, включавший: каменный четырехэтажный лицевой дом с мансардой и двумя боковыми флигелями со стороны двора; пятиэтажный с мансардой, на жилом подвале поперечный корпус с примыкающим с северо-запада боковым флигелем . 11 сентября того же года Городская управа согласовала их возведения на следующих условиях:

  1. «чтобы высота лицевого дома отнюдь не превышала ширину улицы, а высота флигелей соответствовала требованиям #8 обязательных постановлений по строительной части;
  2. чтобы уклон крыши мансарда до перелома был не более 45°, а свободная площадь двора не менее 30 кв. саж.;
  3. чтобы канализация двора, выгребы и стоки были устроены согласно санитарным требованиям».

Здания были завершены к октябрю 1910 г., когда их осмотрел архитектор Кредитного общества Д. Шагин, отметивший в своем отзыве: «вновь выстроенные жилые строения прочны, исполнены из материалов надлежащего качества и имеют хорошую отделку квартир; частью уже заняты жильцами. Не вполне закончены жилые подвальные помещения и подъемные машины при парадных лестницах...» . Как следует из ведомости о доходах, за исключением магазина, устроенного в северо-западной части лицевого дома, остальные помещения, включая подвальные, антресольные и мансардные этажи, занимали квартиры .

Хреновы владели домом № 7 по Таврической ул. до 1918 г., когда все их имущество было национализировано. В советское время значительных работ на участке не проводилось, и существующие на его территории постройки сохранили исторические объемно-пространственное решение и архитектурно-художественное убранство фасадов.

Прямоугольный в плане четырехэтажный, на жилом подвале, с мансардным этажом лицевой дом с двумя боковыми флигелями, примыкающими к поперечному пятиэтажному с мансардой корпусу с боковым флигелем на востоке, делят узкий длинный участок на два замкнутых внутренних двора. Для сообщения с ними в северном углу главного здания и в центре поперечного корпуса устроены сквозные проезды, перекрытые плоскими бетонными сводами. Стены сложены из кирпича, со стороны двора оштукатурены и окрашены. Мансардные этажи заглублены, кровля железная по деревянным стропилам.

В решении фасада по Таврической ул. А. С. Хренов повторил в несколько упрощенном виде приемы, использованные при строительстве собственного дома, к которому здание непосредственно примыкает (Таврическая ул., д. 5). Низкий цоколь облицован полированным гранитом, подвальный этаж, который находится в южной половине дома, снаружи оформлен гранитными блоками с «рваной», скальной фактурой. Остальной фасад отделан светло-серым кирпичом, контрастирующим с ярко-зеленными керамическими вставками и выкрашенными в терракотовый цвет декоративными элементами.

Массивные боковые ризалиты фланкируют центральную часть фасада, где расположены парадный вход (первый этаж) и два балкона на втором и третьем этажах. Еще два балкона навешены по 2-й и 7-й оси последнего этажа. В западном ризалите над проездом и помещением для магазина устроен антресольный этаж, раскрывающийся на улицу широкими полуциркульными окнами. Их обрамляют две арочные двухуступчатые ниши на высоту всего первого этажа. Парадный вход в центре лицевого фасада оформлен портиком, состоящим из полуколонн дорического ордера, антаблемента и треугольного фронтона. Его фланкируют полуциркульные и овальные оконные проемы, расположенные друг над другом. В восточном ризалите подвальные окна имеют прямоугольную форму, на первом этаже им соответствуют три проема со скругленными верхними углами, архитравы и импосты которых выполнены из розового гранита с «рваной» фактурой. Верхняя часть фасада решена более парадно и отделена от первого этажа горизонтальной тягой, выложенной из гранитных блоков. Еще два орнаментальных пояса расположены в простенках окон второго и четвертого этажей, которые имеют одинаковую форму. На втором этаже проемы декорированы стилизованными сандриками на кронштейнах и лепными вставками. Прямоугольные проемы над ними обрамлены наличниками простого профиля. Под окнами четвертого этажа проходит широкий фриз, выложенный глазурованным кирпичом зеленого цвета, с орнаментами в виде тирса (центральная часть фасада) и лавровых венков, увитых бантами (боковые ризалиты). Венчает здание лепной пояс, декорированный цветочными гирляндами, и профилированный карниз. В лицевом доме сохранился интерьер парадной лестницы, в оформлении которой использованы лепной и штукатурный декор, витражные заполнения окон.

Дворовые фасады обработаны рустами в нижней части, сверху — гладко оштукатурены. В настоящее время наружный отделочный слой находится в аварийном состоянии.

Таким образом, существующие на участке здания, построенные по проекту А. С. Хренова в 1909-1910 гг., сохранили историческое объемно-пространственное и планировочное решение, а также архитектурно-художественное убранство фасадов и, частично, интерьеров.


Последние завершенные объекты

Здание Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Итальянская ул., 19

Павильон «Шапель»

Адрес объекта: дор. на Александровку, Пушкин

«Бывший купеческий особняк» в городе Новая Ладога

Адрес объекта: г. Новая Ладога, ул. Пионерская, д.16

Показать все объекты компании